Лиц ловлю рыбы

Теперь эти документы будут заверяться при приёме сотрудником СВТУ ФАР при предоставлении оригинала документа.

Такое решение было принято в ходе встречи председателя АКМНС Андрея Метелицы с руководством Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству в Камчатском крае.

В рамках встречи с руководством Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству обсуждался вопрос заполнения заявок КМНС на осуществление рыбодобывающей деятельности в соответствии с новым регламентом.

«Этот вопрос для коренных малочисленных народов, проживающих в Камчатском крае, играет важную роль. В ходе встречи достигнуто понимание, как правильно заполнять форму заявки, как избежать необоснованных отказов на осуществление этого рода деятельности. Еще одно положительное решение, которое было принято — отсутствие необходимости заверения копий документов у нотариуса перед подачей в СВТУ. Так же были даны разъяснения по поводу подачи заявок общинами», — сообщил Андрей Метелица.

Напомним, Андрей Метелица был избран председателем Ассоциации КМНС на съезде, который прошёл в краевой столице 23 мая. В презентованной Андреем Метелицей программе дальнейшей работы существенное внимание уделено социальной направленности работы общин. Совместно с органами власти планируется создание программы развития общин, в рамках которой они будут наделяться объёмами водных биологических ресурсов в достаточном размере для осуществления своих уставных целей.

В случае нарушения гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утверждённых приказом Росрыболовства от 13.11.2008 № 319, а именно незаконный лов рыбы, на данных лиц возлагается обязанность возместить причиненный ущерб.

Расчёты за незаконный лов рыбы производятся в соответствии стаксами для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также анадромных видов рыб, образующихся в реках России, за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 № 515, а также таксами для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах Свердловской области, утвержденными постановлением Правительства Свердловской области от 23.08.2012 № 914-ПП.

В соответствии со статьями 77 и 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Возмещение вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется по решению суда.

Согласно статьи 55 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, виновные в нарушении правил охоты и рыболовства, несут гражданскую, административную, уголовную ответственность.

В соответствии со статьей 56 названного закона юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру.

Привлечение юридических лиц и граждан к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, не освобождает их от обязанности возместить причиненный ущерб.

На основании статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде.

Доверенность — настолько универсальный инструмент, что иногда его пытаются применить в совсем не подходящих для этого целях. Всем известна «продажа» автомобилей по доверенности. Но, оказывается, некоторое время назад доверенности еще использовали для передачи права… на вылов рыбы. И в 2012 году Федеральная нотариальная палата (ФНП) подтвердила, что коренные малочисленные народы Севера вправе выдать такую доверенность, а нотариусы — ее удостоверять.

Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» дает право коренным малочисленным народам Севера ловить рыбу без предоставления им рыбопромыслового участка и без специального разрешения (ст. 25). Такие народы ловят рыбу на основании решения Росрыболовства (ст. 33.2).

При этом закон установил ограниченное количество случаев, когда «право на рыбылку» переходит к другому лицу. Это, во-первых, универсальное правопреемство по гражданскому законодательству и, во-вторых, договор между госорганом и юрлицом (примерную форму утвердило Правительство в распоряжении № 1029-р от 21 июля 2008 года).

Однако все, что имеет потенциальную рыночную ценность, может стать товаром. Это произошло, видимо, и с правом на вылов рыбы для коренных и малочисленных народов. Так как юридического механизма передачи этого права, являющегося, по сути, публично-правовой привилегией, не было, то решили действовать проверенным способом: выдавать доверенности.

Для надежности некоторые стали, похоже, заверять их у нотариусов. В 2012 году вопрос дошел до ФНП. И ФНП ответила, что это не противоречит законодательству. Обоснование было дано в совершенно либеральном духе:

«…в случае выдачи доверенности на осуществление добычи (вылова) водных биоресурсов, как при выдаче любой другой доверенности, перехода (отчуждения) прав от одного лица к другому не происходит (статьи 182, 185 Гражданского кодекса Российской Федерации). Обладателем права останется лицо, относящееся к коренным и малочисленным народам, которое посредством выдачи доверенности обеспечит возможность реализации принадлежащего ему права действиями иного лица. При этом ни Федеральный закон, регламентирующий деятельность по использованию и охране водных биологических ресурсов, ни Гражданский кодекс Российской Федерации не содержат норм, запрещающих реализацию права пользования водными биоресурсами через представителя».

Как говорится, что не запрещено, то разрешено.

Открытым остался вопрос, кому поверенный будет предъявлять доверенность для осуществления права на вылов рыбы. Вероятно, предъявлять ее надо тому, в отношении кого это право осуществляется. Получается, что ознакамливать с доверенностью придется саму рыбу! Чтобы она удостоверилась в наличии у поверенного полномочий на вылов и проверила их объем. Возможно, в доверенности будет указано, что разрешен вылов только определенных видов рыбы. Тогда к другим поверенный притрагиваться не должен. Как будет происходить ознакомление — момент технический. Можно, например, рыбу в эту доверенность завернуть.

Также не ясно, какие юридически значимые действия в отношении третьих лиц сможет осуществлять такой поверенный. Учитывая, что третьим лицом, для представительства перед которыми выдается доверенность, является рыба, а действия поверенного должны приводить к возникновению, изменению или прекращению ее гражданских прав и обязанностей, то напрашивается следующий вывод. Поверенный уполномочен осуществить действия, направленные на перевод рыбы из состояния ничьей вещи в собственность доверителя путем завладения ею. Вот такая вот юридическая конструкция!

Неизвестно, часто ли нотариусам приходилось удостоверять такие доверенности. Но вряд ли эта практика продолжается до сих пор. Госорганы считают, что доверенность на вылов рыбы давать нельзя. Например, есть разъяснение прокураты Хабаровского края от 2015 года: «. лица получившие разрешение на вылов рыбы для традиционного ведения хозяйства, не имеют право его передоверить третьим лицам». В прокуратуре считают, что передача права по доверенности — это переуступка права на вылов рыбы. А это образует состав пользования водными биоресурсами без разрешения (ст. 7.11 КоАП). Штраф для граждан — от 500 до 1 тыс. руб., а для юрлиц — от 10 до 20 тыс. руб. Аналогичное разъяснение есть и на сайте прокуратуры Магаданской области. А Охотское управление Росрыболовства подтверждает: ловить рыбу может только само лицо из числа малочисленных народов.