Бизнес план рыболовная база

Поскольку индустрия гостеприимства начиная с 2021 года растет высокими темпами и на рынке постоянно появляются новые проекты, наша мы регулярно готовим бизнес-планы баз отдыха или турбаз.

Резюме бизнес-плана реконструкции базы отдыха (турбазы)

Объем внутреннего туризма в России рос в течение предыдущих лет высокими темпами и в настоящее время значительно превосходит объем рынка выездного туризма. Развернувшийся вглубь страны поток туризма составляют миллионы людей и сотни миллиардов рублей.

Одним из важных секторов внутреннего туристического рынка является «туризм выходного дня», в рамках которого жители крупных городов выезжают на краткосрочный отдых в прилегающие регионы.

Особенно значительные показатели демонстрирует Москва с ее многомиллионным населением. Ограничения, связанные с COVID-19, еще больше усилили спрос на пригородный туризм, так что практически все коллективные средства размещения в регионе превысили KPI по выручке в 3-10 раз.

Для того, чтобы получить выгоду от этих тенденций туристического рынка, предприятиям отрасли необходимо обеспечить возникший спрос предложением, соответствующим запросам рынка как по количеству, так и по качеству предлагаемого размещения.

Настоящий бизнес-план разработан для обоснования целесообразности реконструкции действующей базы отдыха. В рамках проекта планируется строительство на территории базы новых средств размещения в виде современных модульных домов, а также ряда досуговых объектов.

В бизнес-плане представлена стратегия достижения высоких показателей загрузки, создаваемого базы, а также повышения рентабельности за счет развития сервисов, актуальных благодаря близкому расположению крупных городов.

Параметры проекта

Строительство второй очереди базы отдыха включает в себя приобретение, доставку и монтаж 35 современных модульных гостевых домов различной вместимости, приобретение модульных саун, а также центральное здание с рестораном, бассейном и бильярдной.

Потенциальный объем рынка туризма и санитарно-курортных услуг

Реализуемый проект совмещает в себе два растущих рынка. База отдыха будет удовлетворять растущий спрос со стороны населения на внутренний туризм и на санаторно-курортные услуги, рынок которых оценивается в 150 миллиардов рублей с ожидаемым ростом в среднесрочной перспективе.

Проект также учитывает диспропорцию численности населения на юге и юго-востоке Москвы и незначительного количества туристических и гостиничных объектов в Московской области по данным направлениям.

Основные прогнозы проекта

Суть проекта

Описание проекта и место реализации

База отдыха расположена в Тульской области. Местонахождение отличается примерно одинаковой доступностью от трех городов – Москвы, Тулы и Калуги, что позволяет рассматривать в качестве клиентов их население.

База оказывает традиционные услуги отдыха на природе, предоставлению в аренду коттеджей, банных комплексов, инвентаря и инфраструктуры.

Гостевые дома строились в различные периоды времени, и как следствие – сделаны в разном стиле, не соответствующем друг другу. Кроме того, на сегодня дома уже являются морально устаревшими и не отвечают современным эстетическим требованиям потенциальных клиентов.

В летнее время у отдыхающих будет возможность пользоваться расположенным в музее пляжем и речными экскурсиями по Оке до г. Тарусы. В зимнее время отдыхающим будут доступны зимние виды спорта и развлечения.

При этом спортивно-оздоровительное направление работы комплекса будет ориентировано на детей и взрослых. Такая комбинация создает возможности семейного отдыха с разделением по возрастным интересам. За счет этого планируется обеспечить более высокую заполняемость, и повысить ее в период «низкого сезона» — осенью и весной.

Анализ отрасли

Внутренний туризм

В силу ряда политических и экономических обстоятельств выездной туризм начал сокращаться с 2014 года на 25–30%, что способствовало развитию внутреннего туризма. На рисунке 2 представлена динамика с 2013 по 2021 годы.

Представленные данные показывают, что среднегодовые темпы роста (CAGR) количества размещений в коллективных средствах размещения (КСР) находились на уровне 13 процентов в год, что является очень высоким показателем, особенно по сравнению с темпами роста российской экономики.

На графике также можно видеть, что после провала в 2020 году на рынке происходит восстановление. Так, данные по общему числу размещений за 9 месяцев 2021 года практически равны всему 2020 году.

Также следует отметить, что с учетом несущественного количества иностранных граждан, весь рост 2021 года был обеспечен гражданами РФ. Ситуация с размещениями в целевых областях – Тульской, Московской и Калужской на риснуке 3, в целом повторяет общую ситуацию в России.

Представленные данные показывают, что объем размещений за три квартала 2021 года также равен всему 2020 году.

С учетом произошедшего восстановления спроса уровень риска инвестиционных проектов в отрасли значительно снизился. Этот вывод косвенно подтверждается динамикой количества мест к КСР региона на рисунке 4.

Как можно видеть, темпы прироста в Тульской области составляют 5% в год, а в Московской – 7%. Это означает, что достаточно большое количество предпринимателей в отрасли позитивно оценивают ее перспективы и инвестируют средства в развитие инфраструктуры.

Важные тренды и драйверы рынка

Ситуация в индустрии внутреннего туризма по-прежнему испытывает положительное влияние от девальвации рубля, поддерживающей интерес к российским направлениям. Кроме того, на несколько лет на внутреннем рынке произошли качественные изменения, обеспечивающие его дальнейшее развитие:

1. По оценке консалтинговой группы JLL, на рынке гостиничного бизнеса России произошло изменение приоритетов гостей с городских на загородные и курортные объекты, что вызвало всплеск инвестиций в них и привело к преобразованию операционных трендов. В настоящее время загородные отели расширяют состав оздоровительных услуг. Под влиянием пандемии гости хотят побаловать себя, насладиться вкусной и здоровой пищей и абстрагироваться от ситуации эпидемии.

2. Еще одним важным изменением, произошедшем на российском туристическом рынке стала способность туроператоров и турагентств отрегулировать цены туров так, чтобы они удовлетворяли запросам клиентов. Это новое для России явление, также связанное с появлением внутренних туроператоров. В предыдущие годы самодеятельное ценообразование участников туристического рынка отпугивало аудиторию.

И по-прежнему на внутренний туристический спрос продолжает влиять запрет на выезд из РФ широким категориям государственных служащих.

Суммируя воздействие перечисленных выше факторов, можно сделать выводы о том, что деловая среда в сфере российского туризма создала все условия для успешной реализации проекта.

Оздоровительный туризм

Расширение оздоровительных услуг со стороны загородных отелей связано с изменениями, происходящими на рынке оздоровительного туризма. Так, цикл роста в отрасли, происходивший до пандемии привел к тому, что объем российского рынка санаторно-курортных услуг в РФ приблизился к 150 млрд рублей (в 2019 году).

В 2019 году численность потребителей санаторно-курортных услуг в России составила 6,4 млн чел, что на 10,7% превысило значение показателя за предыдущий год. При условии дальнейшей модернизации санаториев, а также развития инфраструктуры в других регионах, численность потребителей санаторно-курортных услуг в стране будет расти в 2019–2023 годах и достигнет 7,8 млн чел в 2023 г.

В структуре потребителей значительно преобладают клиенты, получающие лечение вместе с проживанием: в 2019 г их доля составляла 90,5% от общей численности гостей.

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 10 Число санаторно-курортных организаций в России

Привлечено внешнее финансирование на сумму 57 млн. руб.

Сущность проекта

Проект предусматривает организацию базы отдыха и рыбалки на естественном водоеме с возможностью одновременного приема до 100 гостей.

Место размещения базы – р-ка Башкортостан.

Портрет потребителя и география реализации услуг

Основные клиенты компании – любители комфортного отдыха на природе и рыбалки из Башкирии, Оренбургской, Самарской, Челябинской областей.

Регион оказания услуг – республика Башкортостан

Результаты маркетингового исследования

Маркетинговое исследование было нацелено на оценку общего состояния отрасли оказания услуг по организации отдыха и рыбалки и проводилось на территории Башкирии, Челябинской, Самарской и Оренбургской областей, с учетом таких факторов, как: ландшафт и природные красоты, расположение, удобное и равноудаленное для поездок из всех окружающих регионов, перечень оказываемых услуг, уровень конкуренции, законодательный порядок выделения земельных и водных ресурсов и пр.

В ходе исследования были проанализированы основные конкуренты, расположенные на территории республики Башкортостан, выведен средний уровень цен по каждой услуге, оценено качество инфраструктуры и основные плюсы и минусы существующих баз отдыха.

На основании анализа был сформирован перечень услуг, которые будут предоставляться гостям базы:

  • аренда домиков и беседок;
  • платная рыбалка;
  • пляжный отдых с комплексом водных аттракционов;
  • банный комплекс;
  • волейбольная и футбольная площадки с возможностью аренды спортивного инвентаря;
  • мангальная зона;
  • кафе.

На основании оценки уровня конкуренции, и имеющихся на рынке возможностей, был проведен анализ сильных сторон компании и рыночных возможностей, и сформирован стратегический план маркетинга.

Особенности природного ландшафта, уникальная концепция проекта, проработанный на основе ABC и SWOT анализа перечень услуг позволяют говорить о перспективности развития данного проекта на земельном участке клиента.

Итогом маркетингового исследования стал стратегический план развития и маркетинговых активностей, включающий также перечень оказываемых услуг, оценку ценовой политики и особенности проекта, которые позволят получить дополнительные конкурентные преимущества.

Что было сделано в рамках финансовой модели

Подготовлена инвестиционная часть проекта, описывающая состав работ по благоустройству территории и строительству инфраструктуры базы, с перечнем времени и затрат на реализацию этой фазы проектирования. Также произведен расчет общей суммы внешнего инвестирования, с графиком возврата заемных средств и стоимостью использования привлеченного капитала.

Доходная часть финансовой модели описывает выручку от реализации, в зависимости от сезонности, с учетом возможности круглогодичной работы базы, с оказанием услуг по организации зимних видов отдыха и занятий спортом в соответствующие периоды.

Определена сумма и состав операционных затрат на содержание комплекса, с учетом стоимости необходимых продуктов и материалов, оплаты труда сотрудников и расчетов с государством.

Полученные значения расходов использованы для определения показателей рентабельности, в разбивке по видам услуг.

Общий объем выполненных работ по формированию финансовой модели позволил получить следующие результаты: инвестиционный план, бюджет доходов и расходов, ключевые финансовые и инвестиционные параметры проекта и таблицы с данными для их расчета.

Оценка инвестиционной привлекательности проекта

Финансовый и инвестиционный анализ показали достаточно высокую привлекательность инвестиционного проекта, основанную на коротком сроке выхода на точку безубыточности, приемлемом периоде возврата инвестиций и норм прибыльности, превышающих среднеотраслевые.

Риски проекта – это отсутствие необходимого количества клиентов в межсезонье и зимний период, а также открытие подобных баз отдыха – конкурентов в том же районе региона.

Стратегический маркетинговый план предусматривает основные и резервные активности, необходимые для круглогодичного заполнения базы, а правильный выбор концепции позволит исключить появление конкурентов в том же районе.

(Здесь выложен пример бизнес-плана базы отдыха с рыбалкой. Если у вас он сейчас не отображается, то перезагрузите страницу или скопируйте ссылку и откройте страницу в новом окне.)