Все утро я ловлю рыбу грамматическая основа

Практическое занятие по русскому языку «Синтаксис и пунктуация. Простое предложение»

Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Разберите подлежащие и сказуемые по плану.

1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А. Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 13. День как будто дремал (Паустовский). 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов). 15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский). 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу (Крылов). 17. Тут он – ругать меня (М. Горький). 18. А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 19. Пускай они оставят Годунова (Пушкин). 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку (М. Горький). 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату (Тургенев). 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись (Тургенев). 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния (Катаев). 24. Отсюда берет начало река Кулумбе (Арсеньев). 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией (Могилевский).

Задание 2. Из первого задания найдите фразеологизмы и фразеологические обороты. Докажите, что это не составные именные сказуемые, а составные именные сказуемые.

Задание 3.Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания

1. День был жаркий. Белые пр…чудливых форм тучки с утра пок…зались на гор…зонте потом всё ближе и ближе стал сгонять их маленький ветерок так(что) (из)редк… они закрывали солнце. Сколько (не, ни)ходили и (не, ни)чернели тучи видно (не, ни)суждено им было собра(т, ть)ся в грозу и в последний раз помешать нашему удовольствию.

К вечеру они стали ра…ходи(т, ть)ся одни побледнели подлиннели и бежали на гор…зонт другие над самой головой превратились в белую прозрачную чешую одна только черная большая туча остановилась на востоке. Карл Иваныч всегда знал куда какая туча пойдет он об…явил что эта туча пойдет к Масловке что дождя не будет и погода будет превосходная. В середине комнаты стоял стол покрытый оборва(н, нн)ой черной

Кл…ёнкой (из)под которой во многих местах виднелись края изреза(н, нн)ые перочи(н, нн)ыми ножами. Кругом стола было несколько (не)краше(н, нн)ых но от долгого употребления залакирова(н, нн)ых табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них прямо под окнами дорога на которой каждая выбоина каждый камешек каждая к…лея давно знакомы и милы мне за дорогой

Стриже(н, нн)ая липовая аллея (из)за которой (кое)где видне…(т, ть)ся

Плете(н, нн)ый ч…стокол через аллею виден луг с одной стороны которогогумно а напротив лес далеко в лесу видна избушка сторожа. Из окна (на)право видна часть те(р, рр)а(с, сс)ы на которой сиж…вали обыкновенно большие до обеда.

https://infourok.ru/prakticheskoe-zanyatie-po-russkomu-yazyku-sintaksis-i-punktuaciya-prostoe-predlozhenie-5689962.html

1.3. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Упражнение 2. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Разберите подлежащие и сказуемые по плану.

1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А. Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 13. День как будто дремал (Паустовский). 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов). 15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский). 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу (Крылов). 17. Тут он – ругать меня (М. Горький). 18. А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 19. Пускай они оставят Годунова (Пушкин). 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку (М. Горький). 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату (Тургенев). 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись (Тургенев). 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния (Катаев). 24. Отсюда берет начало река Кулумбе (Арсеньев). 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией (Могилевский).

Упражнение 3. В предложениях, представленных в упражнении 2, выделите простые глагольные сказуемые – фразеологизмы. Докажите, что это не составные именные сказуемые.

https://licey. net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/886-13_skazuemoe_prostoe_glagolnoe_skazuemoe.html

Сказуемые Упражнения

1. Всё утро я ловлю рыбу. 2. На дне озера лежали истлевшие листья. 3. Во всех звуках есть что-то вечернее. 4. Старуха бросилась было за сыном. 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт. 6. Вот я возьму и продам тройку! 7. Его слова снова задели Валицкого за живое. 8. Я пойду позову маму. 9. А ты и плакать сейчас же. 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо. 11. Брат вступился было за меня. 12. Ещё я долго буду петь. 13. День как будто дремал. 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла. 15. Первые недели плавания принесли разочарование. 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу. 17. Тут он – ругать меня. 18. А ты не обижайся, Емеля. 19. Пускай они оставят Годунова. 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку. 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату. 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись. 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния. 24. Отсюда берет начало река Кулумбе. 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Выделите грамматические основы предложений.

1. Он боялся идти к врачам. 2. Приходил лакей звать меня к княгине. 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде. 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде. 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком. 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь. 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня. 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить. 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле. 10. Долго будет моросить осенний дождь. 11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь. 12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи. 13. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук. 14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать. 15. Море временами совсем переставало шуметь. 16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься. 17. Антоненко приказал людям покинуть баржу. 18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни. 19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл. 20. Она даже не успела поздороваться с ним.

Задание 3. Выделите грамматические основы предложений.

1. Последняя дверь была закрыта. 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые. 3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством. 4. С час она лежала неподвижная. 5. Муж и жена люди самые почтенные. 6. Вся рыба – ваша. 7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. 8. Уступить – позорно. 9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста. 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. 11. Как некстати было это воспоминание. 12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова.

___________________________________________________________________________________________

Задание 4. Выделите грамматические основы предложений. Какие из данных сказуемых являются простыми, а какие – составными? Обоснуйте ответ.

1. А матрос шагал израненный, усталый. 2. Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь. 3. В начале августа жары часто стоят нестерпимые. 4. Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу. 5. Видно, родился я такой. 6. От второй жены у лесника родились две девочки. 7. Вся эта история оказалась глупым вздором. 8. В одно мгновение сани оказались над обрывом. 9. Дождь в течение лета шёл некрупный и тёплый. 10. Тёплый дождик сыплется впотьмах.

___________________________________________________________________________________________

Задание 5. Выделите грамматические основы предложений. Обоснуйте разграничение подлежащих и сказуемых.

1. Для тебя все люди – покупатели и продавцы? 2. Что же я такое? 3. Ну и забавник ты! 4. Ловкая штучка – умишко человеческий. 5. Потребность упрощать – наша детская болезнь. 6. Какое счастье – уметь всё делать. 7. Точность и определённость – одни из главнейших и необходимейших качеств и условий истинной поэзии. 8. Оленёнок родился таким же пятнистым, как мать. 9. Замечательным свойством Валетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете. 10. В книге было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. 11. Я проснулся на жёсткой вагонной лавке весь закоченелый от жёсткости и утреннего холода. 12. На другой день я рано поутру велел заложить свою коляску. 13. Я пошёл побродить по небольшому, некогда фруктовому, теперь одичалому саду. 14. Принялся я с напряжением глядеть в полумрак лунного, парами застланного света. 15. Аннушка стояла у стены бледная.

https://studfile. net/preview/4533794/

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, способы их выражения.

нажмите, чтобы узнать подробности

Основным признаком предложения является наличие грамматической (предикативной основы).

Грамматическая основа – это основная часть предложения, которая состоит из главных членов (подлежащего и сказуемого или только из одного главного члена).

В соответствии с этим предложения делятся на двусоставные и односоставные.

В городе наступает ночь.

Грамматической основой данного двусоставного предложения является сочетание сказуемого и подлежащего «наступает ночь».

«Ночь…» Главным членом данного односоставного предложения служит слово «ночь».

Подлежащее — главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?

При этом подлежащее может выражаться разными частями речи.

Кедр белеет под снегом.

Что? кедр – это подлежащее, способ выражения – имя существительное.

Он уехал в столицу.

Кто? он – это подлежащее, способ выражения – местоимение.

Сытый голодного не разумеет.

Кто? сытый — это подлежащее, способ выражения – субстантивированное имя прилагательное.

Семеро одного не ждут.

Это подлежащее, способ выражения – имя числительное.

Готовиться к экзамену непросто.

Что? готовиться — это подлежащее, способ выражения – инфинитив (неопределенная форма глагола).

Побеждают только верящие.

Кто? верящие — это подлежащее, способ выражения – причастие.

Наконец наступило завтра.

Что? завтра — это подлежащее, способ выражения – наречие.

Таким образом, подлежащее может быть выражено и служебными частями речи: предлогом, союзом частицей.

В воздухе прокатилось «ура».

Что? ура — это подлежащее, способ выражения – междометие.

Мать с дочерью гуляли в парке. Кто? мать с дочерью.

Несколько учеников стояли около класса. Кто? несколько учеников.

В данных предложениях подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием.

Грамматическая основа является предикативным ядром предложения

Предикативность это отношение высказывания к действительности.

Предикативность базируется на следующих понятиях: синтаксическое время и модальность.

То, что сообщается в предложении, предстаёт в определённом времени: прошедшем, настоящем или будущем).

В предложении «Ночь наступила.» синтаксическое время прошедшее.

В предложениях «Ночь наступает. Ночь…» синтаксическое время настоящее.

В предложении «Ночь наступит.» синтаксическое время прошедшее.

Не всегда синтаксическое время совпадает с временной формой глагола. Например, в предложении «Завтра мы идем в кино.» синтаксическое время будущее, не смотря на форму настоящего времени глагола «идти».

Второй категорией предикативности является модальность, которая выражает Отношение сообщаемого к действительности.

В предложении сообщается о Реально осуществляемом факте действительности или Ирреальном — требуемом или желаемом и возможном.

На дворе осень. – реальная модальность, т. к. сообщается о реально осуществляемом.

Пусть наступит осень! – ирреальная модальность, т. к. сообщается о требуемом.

Давайте рассмотрим алгоритм работы с грамматической основой предложения

1. Внимательно рассмотрите предложение и определите его основную мысль

3. Определите сказуемое в предложении

4. Отметьте в предложении найденную основу

5.Если подлежащих и сказуемых несколько, уточните грамматическую структуру предложения

Если все подлежащие и сказуемые согласованы друг с другом грамматически и по смыслу, то это указывает на простое предложение.

Если подлежащие и сказуемые независимы и имеют самостоятельное значение, то перед вами предложения с двумя или более основами, между которыми есть сочинительная или подчинительная связь. Это сложное предложение

Теперь в качестве повторения материала на конкретных примерах потренируйтесь в определении грамматической основы предложения.

1) Упражнение. Выразительно прочитайте предложения, взятые из сказок А. С. Пушкина. Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.

1. Смилуйся, государыня рыбка! 2. Воротился он ко старухе. Что ж он видит? 3. Чего тебе надобно, старче? 4. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 5. Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы, поезжайте вслед за мной. 6. Выплесни ты нас на сушу! 7. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? 8. Не видал ли где на свете ты царевны молодой? 9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Упражнение . Спишите предложения, подчеркните грамматические основы. Надпишите, чем выражены главные члены. Дайте характеристику предложений по наличию в них главных и второстепенных членов.

А) 1. Буря усилилась. Высокие сосны со скрипом раскачивались. Осины трепетали всеми своими листьями. Дождь лил непрерывно. Костры погасли. (В. Ян) 2. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. (К. Паустовский) 3. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. (К. Паустовский)

Б) 1. Восходит солнце. Туман тает. Все утро я ловлю рыбу. (К. Паустовский) 2. Темнеет зимний сад. (И. Бунин) 4. Роса дождем легла на пыль. (И. Бунин) 4. Уж ветер шарит по пустому полю. (И. Бунин)

Упражнение 3 . Спишите, подчеркните грамматические основы предложений.

1. Пятьдесят четыре тома там стояли за стеклом. (С. Маршак) 2. Никто не отозвался и не напал на след. (С. Михалков) 3. Однажды двадцать пять портных вступили в бой с улиткой. (С. Маршак) 4. Мы долго с ней бежали по болоту. (И. Бунин) 5. Три смелых зверолова бродили целый день. (С. Маршак) 6. Что случилось в школе? 7. Кто-то терем прибирал. (А. Пушкин) 8. Мать и сын идут ко граду. (А. Пушкин) 9. У опушки две старушки брали грузди и волнушки. (Е. Благинина)

Упражнение 4 . Спишите, подчеркните грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены сказуемые.

А) 1. Красивы сосны в зимнем наряде! 2. Тонок лед на реке. 3. Прекрасен в осеннюю пору лес! 4. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (И. Соколов-Микитов) 5. Вода в горных речках холодная. 6. Чист первый снежок.

Упражнение 5. Спишите, выделяя грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены главные члены.

1. И только изредка прохладный ветерок пошевелит листы осин. (И. Никитин) 2. Перед закатом набежало над лесом облако. (И. Бунин) 3. Теперь душист над саклей тонкий дым. (И. Бунин) 4. В глубоких колодцах вода холодна. (И. Бунин) 5. Рдяны краски, воздух чист, вьется в пляске красный лист. (М. Волошин)

https://multiurok.ru/blog/grammaticheskaia-osnova-predlozheniia-glavnye-chleny-predlozheniia-sposoby-ikh-vyrazheniia.html

Рабочий лист «Простое глагольное сказуемое»
Учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.

Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? какой (каков) он? что это такое? кто это такой?

У сказуемого есть два значения — лексическое и грамматическое:

    лексическое — что говорится о подлежащем (смысл) грамматическое — форма наклонения, времени, числа, лица, рода

Простое глагольное сказуемое

В простом глагольном сказуемом оба значения заключены в одном глаголе (сочетании слов).

Способы выражения ПГС

1. Глаголом в форме одного из наклонений:

Брат читал книгу. (Изъяв. накл.)

Брат прочитал бы книгу. (Условное накл.)

Брат, прочитай книгу. (Повелит. накл.)

2. Глагольным междометием:

Он бряк со стула.

Как заиграла музыка, так он сразу плясать.

1. Сложным будущим временем:

Мы будем учиться в школе.

2. Повторением глагольной формы:

Он всё читает и читает.

3. Повторением глагольной формы с частицей ТАК:

Он сказал так сказал.

4. Повторением глагола в разных формах или однокоренных глаголов:

Мы ждём не дождёмся гостей.

5. Смысловым глаголом с вспомогательной глагольной формой: Он возьми да согласись.

6. Двумя глаголами в одинаковой форме (один — для обозначения действия, другой — цели этого действия): Пойду прогуляюсь по берегу.

7. Глаголом с частицами ТАК, БЫЛО, ЗНАЙ СЕБЕ:

Я собрался было в поездку, да все билеты уже раскупили.

8. Фразеологизмом — нечленимым сочетанием, которое нельзя разделить на действие и объект и можно заменить одним словом: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь право, изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, счесть необходимым и т. п.

Я сгорел со стыда за свой поступок (= стыдился).

Он вышел из себя (= разозлился).

В каком предложении из пары сказуемое(ые) выделено(ы) верно?

1. Я взял себя в руки и остался на месте.

Он украсил себя стружками и взял в руки бубен.

2. Вдруг вперёд нас бросилось испуганное звуками стадо.

Мне бросилось в глаза старое тряпьё в углу прихожей.

3. Ты упустил из виду самое главное.

Я не удержал в руках птичку и упустил её.

4. Мой спутник словно сквозь землю провалился.

Зверь провалился в яму, вырытую охотниками.

С завтрашнего дня вы будете гулять по утрам. Пусть каждый узнает об этой новости. Люди пахать, а мы руками махать. Наша команда открыла счёт в соревнованиях. Эта мысль привела её в ужас. Он выходит из себя по любому поводу. Растревоженный охотниками, лев впал в ярость. Дети приняли участие в выставке художественного творчества. Я буду иметь в виду ваше предложение о сотрудничестве. На кону стояла жизнь человека.

Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

Всё утро я ловлю рыбу. Во всех звуках есть что-то вечернее. Старуха бросилась было за сыном. Вот я возьму и уйду из дома! Его слова задели меня за живое. Я пойду позову маму. А ты и плакать сейчас же. Брат вступился было за меня. Ещё я долго буду петь. Ваша ложь стоит у меня поперек горла. Первые недели плавания принесли разочарование. Малыш прыг с крыльца и убежал. Пускай он оставит письмо в почтовом ящике.

Составьте предложения, используя в качестве сказуемых данные нечленимые сочетания: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь право.

Готовимся к ОГЭ

Формулировка тестового задания 2

«Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов»

ИЛИ «Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов».

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.

Закат пылает, золотит (предложение 1) Луч солнца касается (предложение 2) Мыши заглядывают (предложение 3) Тлеет, кричит (предложение 4) Озеро (предложение 5)

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.

Он бродил (предложение 1) Рыба уплывала (предложение 2) Он радовался (предложение 3) Ихтиандр нес её (предложение 4) Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1)Мы разбрелись поодиночке и только перекликаемся друг с дружкой. (2)Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта. (3)Однако обед все-таки нужен. (4)Маруся расстелила на траве сложенную вдвое газету, положила на нее хлеб, соль и яйца, сваренные вкрутую. (5) С аппетитом мы съели всё и растянулись на траве.

Мы разбрелись (предложение 1) Мы наелись (предложение 2) Обед нужен (предложение 3) Маруся расстелила (предложение 4) Съели и растянулись (предложение 5)

Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.

(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2022/10/12/rabochiy-list-prostoe-glagolnoe-skazuemoe

8 класс Проверяем домашнее задание Наличие в «Справочнике» теории — по способам выражения подлежащего ; — по ПГС. ТЕОРИЯ ЕСТЬ НА САЙТЕ в WORD-документе. — презентация

Презентация на тему: » 8 класс Проверяем домашнее задание Наличие в «Справочнике» теории — по способам выражения подлежащего ; — по ПГС. ТЕОРИЯ ЕСТЬ НА САЙТЕ в WORD-документе.» — Транскрипт:

2 Проверяем домашнее задание Наличие в «Справочнике» теории — по способам выражения подлежащего ; — по ПГС. ТЕОРИЯ ЕСТЬ НА САЙТЕ в WORD-документе. Решить до среды (11 ноября) тест с сайта Захарьиной русскому языку «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения» для 8 класса (указать ФИО, школу) xml На 2-ном листке упр. 100 и 103 (из старого учебника)

3 Домашнее упражнение. Есть ли вопросы? Подчеркни грам. основу, укажи способ выражения подлежащего, тип сказуемого. ГК пропусков и знаков. Поезд мчался в (не)ясную даль и я вспомнил зимняя__ ночь в горах. Все пр_тихли. Несколько человек оглянулось. Иные вздрогнули. Другие отошли в сторону. Разв_вались два полковых знамени поднятые высоко. Мы с товарищем выехали до заката солнца. Вот раздалося «ау» вдалеке. Там где садилось солнце обозначился слабый румянец з_ри. Дом отдыха стоял на бугре поросш__ густым оси__ником и старыми елями. Балтийское море глубоко вдается в материк Европы. Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Комендантша с дочерью удалились. Бабушка с внучкой пришли к нам вечером. Николай с Денисовым ходили по залам. Старик крестьянин с батраком шел под вечер леском.

4 Итоги зачета по подлежащему Отметка Кол-во человек «2» – РНО, утром – на исправление: 1)Справочник с теорией по подлежащему 2)Теория наизусть

5 Повторяем способы выражения подлежащего 1. Н__что н_ _ шевелилось. 2. Остальные шесть ложек и_чезли. 3. Обедающие шумно поднялись. 4. По небу пролетело н_сколько был_стоящих метеоров. 5. Мало__помалу начали просыпать_ся п_рнатые об_татели леса.

6 Повторяем способы выражения подлежащего 1. У ног Оленьки лежали две штуки полотна и н__сколько свертков. 2. Все играющие на контрабасах и тромбонах обыкнов__но не__находчивы. 3. Лет пятнадцать тому назад _здесь было до четырех тысяч? оленей. 4. Н__много погодя Лаптев и его зять с_дели на_верху в столовой. 5. Последние н_ _пожелали во_вращать_ся во Владивосток

7 ПГС ПГС это сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения (изъявительное наклонение, условное наклонение, повелительное наклонение)

8 Другие способы выражения ПГС 1. Инфинитив: Жить родине служить. 2. Междометные глагольные формы : Тут он меня хвать за плечо. 3. Фразеологизм с главным словом глаголом в спрягаемой форме Учитель вышел из терпения, проверив наши работы.

9 4. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.): Пусть уезжает с отцом. Да приснятся тебе сладкие сны. Он было пошёл к двери но вдруг остановился. В комнате как будто попахивало гарью. Он словно остолбенел от испуга. Он чуть не умер с горя. Он только что не кувыркался стараясь рассмешить пубылику. Он едва ли не помешался от радости.

10 5. Форма сложного будущего Я буду учиться. Родные будут помогать мне в этом. 6. Сочетание двух глагольных форм с частицей так: Ну братец помог ты мне так помог! 7. Сочетание глагола «пойти» с другим глаголом в той же форме: Пойду поучу теорию по подлежащему. Пойду приготовлю к уроку карандаш и линейку. 8. Сочетание глагола «взять» с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами «да, да и, и» Вот возьму да и удивлю учителя. Возьму да принесу Справочник на урок.

11 9. Сочетание глагола с частицами «да как, знай (себе), ну и, так и, себе»: Мы так и написали работу без двоек Учителя знай себе радуются. 10 Сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа: Он её поедом ест. Она ревмя ревёт. 11. Сочетание двух однокоренных глаголов и частицы «не» между ними, с модальным значением невозможности: Ждем не дождемся Нового года. Считаем не насчитаемся дней до него.

12 12. Сочетание инфинитива с личной формой того же глагола, которой предшествует частица «не», для усиления отрицательного значения сказуемого: Сам учиться не учится и других отвлекает. 13. Сочетание оборота «только и делаю», что с глаголом в той же форме для обозначения интенсивности: Я только и делаю, что читаю. 14. Повторение сказуемого для обозначения длительности действия: Бегу, бегу, а догнать не могу. Зову, зову, а он не откликается.

13 Тренируемся 1. Всё утро я ловлю рыбу. 2. На дне озера лежали истлевшие листья. 3. Во всех звуках есть что-то вечернее. 4. Старуха бросилась было за сыном. 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт. 6. День как будто дремал. 7. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла. 8. Первые недели плавания принесли разочарование.9. Подруга каждая тут тихо толк подругу. 10. Тут он – ругать меня.

14 Домашнее задание Наличие Справочника с теорией по подлежащему и ПГС Знание теории по ПГС – будет зачет Упр. 111 (из старого учебника)- грам. основа, чем выражено сказуемое, ГК знаков

15 Домашнее упражнение Хозяин пр_поднялся сильно толкнул дверь. Подруга каждая тут тихо толк подругу. Вот подошла волчица схватила и понесла куда_то лодоч_ку. Мы оба нагнулись да разом хвать змею!. Он рощи полюбил густые… Отец-то мой ему и полюбись.

http://www.myshared.ru/slide/1304442/

Упражнения. Подлежащее. Сказуемое. (8 класс)

Упражнение 1. Найдите подлежащие в следующих предложениях. Разберите их по плану.

Упражнение 2. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Разберите подлежащие и сказуемые по плану.

1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А. Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 13. День как будто дремал (Паустовский). 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов). 15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский). 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу (Крылов). 17. Тут он – ругать меня (М. Горький). 18. А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 19. Пускай они оставят Годунова (Пушкин). 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку (М. Горький). 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату (Тургенев). 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись (Тургенев). 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния (Катаев). 24. Отсюда берет начало река Кулумбе (Арсеньев). 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией (Могилевский).

Упражнение 3. Выделите грамматические основы предложений. Разберите простые и составные глагольные сказуемые по плану.

1. Он боялся идти к врачам (Паустовский). 2. Приходил лакей звать меня к княгине (Лермонтов). 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде (Григорович). 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде (Чаковский). 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком (Белинский). 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь (Паустовский). 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский). 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить (Паустовский). 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле (Паустовский). 10. Долго будет моросить осенний дождь (Паустовский). 11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь (Паустовский). 12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи (Паустовский). 13. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук (Гончаров). 14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать (Гончаров). 15. Море временами совсем переставало шуметь (Паустовский). 16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Лавренев). 17. Антоненко приказал людям покинуть баржу (Конецкий). 18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни (Луконин). 19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл (Дичаров). 20. Она даже не успела поздороваться с ним (Федин).

Упражнение 4. Выделите грамматические основы предложений. Дайте характеристику сказуемым.

1. Татьяна должна была играть Виолетту (Паустовский). 2. Я старался казаться весёлым (Пушкин). 3. Она попробовала пройти босая (Пушкин). 4. Человек должен быть человечен не только в своей радости, но и в страдании (Паустовский). 5. Ученый должен ценить истину дороже своих личных желаний или отношений (Чернышевский). 6. Мир героев Грина может показаться нереальным только человеку нищему духом (Паустовский). 7. Но на другой день, по непредвиденным обстоятельствам, я должен был выехать из Москвы (Тургенев). 8. Под конец мечта дойти до линии фронта начала казаться им несбыточной (Симонов). 9. Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо (Чехов). 10. Володя готов был хоть сейчас уехать (Казаков).

Упражнение 5. Выделите грамматические основы предложений. Дайте характеристику подлежащим и сказуемым.

1. Лететь в тумане было несложной задачей (Лавренев). 2. Я с командиром тебя Красной Армии в целости сдать обязаны (Лавренев). 3. Товарищ, делавший доклад, предложил своей команде принять участие в кампании помощи (Лавренев). 4. Я вышел умыться во двор (Паустовский). 5. Изучить повседневный ход службы не представляло особого труда (Первенцев). 6. Часть из них может выйти наверх – покурить, посмотреть на небо (Первенцев). 7. Завидовать другому – незавидно (Дудин). 8. Они должны надолго отказаться от привычных удобств (Федосеев). 9. Команда вправе требовать отдыха (Лавренев). 10. Он жестом приказал Метчелу застегнуть ремни (Лавренев). 11. Другие были вынуждены причалить к берегу (Федосеев). 12. Я с Кучумом отправился побродить перед сном (Федосеев). 13. Колючие звёзды мешают уснуть (Федосеев). 14. Печальное нам смешно (Лермонтов).

https://infourok.ru/uprazhneniya-podlezhashee-skazuemoe-8-klass-6191776.html